1. Федеральным законом от 29.12.2015 № 395-ФЗ "О внесении изменений в статью 54 Федерального закона "О государственной гражданской службе Российской Федерации" и статьи 9 и 25 Федерального закона "О муниципальной службе в Российской Федерации" унифицированы подходы к исчислению стажа муниципальной службы в субъектах РФ.

В частности, определены периоды замещения должностей, которые во всех случаях включаются в стаж муниципальной службы. К ним относятся, в частности, периоды замещения должностей муниципальной службы, муниципальных должностей, государственных должностей РФ и государственных должностей субъектов РФ, должностей государственной гражданской службы РФ, воинских должностей и должностей федеральной государственной службы иных видов.

Установлено, кроме того, что в стаж муниципальной службы для определения продолжительности ежегодного дополнительного оплачиваемого отпуска за выслугу лет и установления других гарантий, предусмотренных федеральными законами, законами субъектов РФ и уставами муниципальных образований для муниципальных служащих, включаются (засчитываются) также периоды замещения должностей, включаемые (засчитываемые) в стаж государственной гражданской службы.

2. Федеральным законом от 30.12.2015 N 442-ФЗ "О внесении изменения в статью 13.19 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях" установлена административная ответственность операторов поисковых систем за неудаление ссылок с информацией о гражданах в Интернет.

Так, неисполнение должником - оператором поисковой системы содержащихся в исполнительном документе требований о прекращении выдачи ссылок, позволяющих получить доступ к информации о гражданине в сети Интернет, в срок, установленный судебным приставом-исполнителем после вынесения постановления о взыскании исполнительского сбора, повлечет наложение штрафа на граждан в размере от 30 тысяч до 50 тысяч рублей, на юридических лиц - от 80 тысяч до 100 тысяч рублей.

Неисполнение должником - оператором поисковой системы содержащихся в исполнительном документе требований о прекращении выдачи ссылок, позволяющих получить доступ к информации о гражданине в Интернет, в срок, вновь установленный судебным приставом-исполнителем после наложения административного штрафа, повлечет наложение штрафа на граждан в размере от 300 тысяч до пятисот тысяч рублей, а на юридических лиц - от 800 тысяч до 1 миллиона рублей.

 3. Федеральным законом  от 30.12.2015 N 443-ФЗ "О внесении изменений в Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях" усилена административная ответственность за непредоставление первичных статистических данных.

Так, непредоставление респондентами субъектам официального статистического учета первичных статистических данных или несвоевременное предоставление этих данных либо предоставление недостоверных первичных статистических данных повлечет наложение штрафа на должностных лиц в размере от 10 тысяч до 20 тысяч рублей, на юридических лиц - от 20 тысяч до 70 тысяч рублей.

Повторное совершение указанного правонарушения повлечет наложение штрафа на должностных лиц в размере от 30 тысяч до 50 тысяч рублей, а на юридических лиц - от 100 тысяч до 150 тысяч рублей.

Ранее за нарушение должностным лицом, ответственным за представление статистической информации, необходимой для проведения государственных статистических наблюдений, порядка ее представления, а равно представление недостоверной статистической информации был предусмотрен штраф в размере от 3000 до 5000 рублей.

Федеральный закон вступает в силу со дня его официального опубликования.

  4. Федеральным законом от 30.12.2015 N 446-ФЗ "О внесении изменений в статьи 2.1 и 19 Федерального закона "Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации" и статью 40 Федерального закона "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" уточнены основания предоставления дополнительных гарантий лицу, замещавшему должность высшего должностного лица субъекта РФ, а также лицам, занимавшим государственные должности субъекта РФ.

Установлено, что в случае принятия нормативного правового акта субъекта РФ, предусматривающего предоставление лицам, замещающим государственные должности субъекта РФ, дополнительных социальных и иных гарантий в связи с прекращением полномочий (в том числе досрочно), такой нормативный правовой акт распространяется только на лиц, замещающих государственные должности субъекта РФ на профессиональной постоянной основе и достигших пенсионного возраста или потерявших трудоспособность в период осуществления ими полномочий по государственной должности субъекта РФ, и не может предусматривать предоставление указанных гарантий лицам, полномочия которых были прекращены в связи с несоблюдением ограничений, запретов, неисполнением обязанностей, установленных Федеральными законами "О противодействии коррупции", "О контроле за соответствием расходов лиц, замещающих государственные должности, и иных лиц их доходам", "О запрете отдельным категориям лиц открывать и иметь счета (вклады), хранить наличные денежные средства и ценности в иностранных банках, расположенных за пределами территории Российской Федерации, владеть и (или) пользоваться иностранными финансовыми инструментами", либо по основаниям, предусмотренным положениями Федерального закона "Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации".

В случае принятия нормативного правового акта субъекта РФ, предусматривающего предоставление лицу, замещающему должность высшего должностного лица субъекта РФ (руководителя высшего исполнительного органа государственной власти субъекта РФ), дополнительных социальных и иных гарантий в связи с прекращением полномочий (в том числе досрочно), такой нормативный правовой акт распространяется только на лицо, достигшее пенсионного возраста или потерявшее трудоспособность в период осуществления им полномочий высшего должностного лица субъекта РФ (руководителя высшего исполнительного органа государственной власти субъекта РФ), и не может предусматривать предоставление указанных гарантий лицу, полномочия которого были прекращены по основаниям, предусмотренным подпунктами "б", "г", "ж", "з", "и" и "л" пункта 1 статьи 19 Федерального закона "Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации".

В уставах муниципальных образований также могут устанавливаться дополнительные социальные и иные гарантии в отношении лиц, осуществлявших полномочия депутата, члена выборного органа местного самоуправления, выборного должностного лица местного самоуправления на постоянной основе и в этот период достигших пенсионного возраста или потерявших трудоспособность, которые не должны применяться в случае прекращения полномочий указанных лиц по ряду оснований, предусмотренных Федеральным законом "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации".

5. Федеральным законом от 30.12.2015 N 447-ФЗ "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации по вопросам оценки регулирующего воздействия проектов нормативных правовых актов и экспертизы нормативных правовых актов" уточнены процедуры оценки регулирующего воздействия проектов нормативных правовых актов и экспертизы нормативных правовых актов в субъектах РФ, городских округах, муниципальных образованиях

Установлено, в частности, что проекты нормативных правовых актов субъектов РФ, устанавливающие новые или изменяющие ранее предусмотренные нормативными правовыми актами субъектов РФ обязанности для субъектов предпринимательской и инвестиционной деятельности, а также устанавливающие, изменяющие или отменяющие ранее установленную ответственность за нарушение нормативных правовых актов субъектов РФ, затрагивающих вопросы осуществления предпринимательской и инвестиционной деятельности, подлежат оценке регулирующего воздействия, проводимой уполномоченными органами государственной власти субъектов РФ в порядке, установленном нормативными правовыми актами субъектов РФ, за исключением:

проектов законов субъектов РФ, устанавливающих, изменяющих, приостанавливающих, отменяющих региональные налоги, а также налоговые ставки по федеральным налогам;

проектов законов субъектов РФ, регулирующих бюджетные правоотношения.

Муниципальные нормативные правовые акты городских округов (городских округов с внутригородским делением), являющихся административными центрами субъектов РФ, а также иных городских округов и муниципальных районов, включенных в соответствующий перечень законом субъекта РФ, затрагивающие вопросы осуществления предпринимательской и инвестиционной деятельности, в целях выявления положений, необоснованно затрудняющих осуществление предпринимательской и инвестиционной деятельности, подлежат экспертизе, проводимой органами местного самоуправления городских округов (городских округов с внутригородским делением), являющихся административными центрами субъектов РФ, а также иных городских округов и муниципальных районов, включенных в соответствующий перечень законом субъекта РФ.

Муниципальные нормативные правовые акты иных муниципальных образований, затрагивающие вопросы осуществления предпринимательской и инвестиционной деятельности, в целях выявления положений, необоснованно затрудняющих осуществление предпринимательской и инвестиционной деятельности, могут подлежать экспертизе, проводимой органами местного самоуправления соответствующих муниципальных образований в порядке, установленном муниципальными нормативными правовыми актами в соответствии с законом субъекта РФ.

Законом субъекта РФ устанавливается перечень муниципальных районов и городских округов, в которых проведение экспертизы муниципальных нормативных правовых актов, затрагивающих вопросы осуществления предпринимательской и инвестиционной деятельности, является обязательным. При этом законом субъекта РФ определяются критерии включения муниципальных районов и городских округов в указанный перечень, отражающие объективные особенности осуществления местного самоуправления в данном субъекте РФ, включая степень концентрации возложенных на такие муниципальные образования государственных полномочий.

Законы субъектов РФ, устанавливающие указанные перечни муниципальных районов и городских округов, должны быть приняты субъектами РФ до 1 января 2017 года.

Федеральный закон вступил  в силу с 1 января 2016 года.

6. Федеральным законом от 29.12.2015 N 391-ФЗ "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" внесены поправки в целый ряд законодательных актов, в том числе, в Основы законодательства Российской Федерации о нотариате, Семейный кодекс РФ, КоАП РФ, Трудовой кодекс РФ, Арбитражный процессуальный кодекс РФ, федеральные законы "Об оценочной деятельности в Российской Федерации", "О несостоятельности (банкротстве)", "О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей", "О приватизации государственного и муниципального имущества", "О государственном кадастре недвижимости", "О дополнительных мерах по поддержке финансовой системы Российской Федерации" и др.

Среди нововведений, предусмотренных Федеральным законом, можно выделить:

установление процедуры реализации преимущественного права на приобретение нотариусами, занимающимися частной практикой, и нотариальными палатами помещений, находящихся в государственной или муниципальной собственности, в целях осуществления нотариальной деятельности;

введение обязательного нотариального удостоверения сделок по продаже земельной доли, сделок по продаже доли в праве общей собственности постороннему лицу, сделок, связанных с распоряжением недвижимым имуществом на условиях доверительного управления или опеки, а также сделок по продаже недвижимого имущества, принадлежащего несовершеннолетнему или гражданину, признанному ограниченно дееспособным;

совершение нотариальных действий в электронной форме;

регламентацию порядка осуществления нотариусом полномочий в деле о банкротстве умершего гражданина или гражданина, объявленного умершим;

внесение членами нотариальной палаты членского взноса в нотариальную палату в размере 50 процентов нотариального тарифа, взимаемого за регистрацию уведомлений о залоге движимого имущества, направленных в электронной форме;

определение документов и сведений, необходимых для совершения исполнительной надписи, порядка уведомления должника о совершении исполнительной надписи, и уточнение ее содержания;

обеспечение информационной открытости процедуры оценки в определенных случаях;

увеличение минимального размера компенсационного фонда саморегулируемой организации арбитражных управляющих с 20 миллионов до 50 миллионов рублей в Федеральном законе "О несостоятельности (банкротстве)";

установление административной ответственности, в том числе за повторное совершение правонарушения, которое выражается в неисполнении арбитражным управляющим, реестродержателем, организатором торгов, оператором электронной площадки либо руководителем временной администрации кредитной или иной финансовой организации обязанностей, установленных законодательством о несостоятельности (банкротстве), если такое действие не содержит уголовно наказуемого деяния;

определение особенностей признания недействительными сделок застройщика и урегулирования обязательств застройщика перед участниками строительства;

уточнение условий и порядка банкротства гражданина в случае его смерти, порядка признания банкротом гражданина, являющегося индивидуальным предпринимателем;

установление требований к регистратору, осуществляющему ведение реестра владельцев ценных бумаг хозяйственных обществ, имеющих стратегическое значение для оборонно-промышленного комплекса и безопасности РФ, а также обществ, находящихся под их прямым или косвенным контролем (в том числе, в уставном капитале регистратора не должно быть долей участия нерезидентов).

Федеральный закон вступает в силу со дня его официального опубликования, за исключением отдельных положений, для которых установлены иные сроки вступления в силу. Предусмотрены переходные положения и порядок применения отдельных положений Федерального закона.

 7. Федеральным законом от 30.12.2015 N 418-ФЗ "О внесении изменений в статью 46 Федерального закона "О государственной гражданской службе Российской Федерации" установлен порядок использования государственным гражданским служащим Российской Федерации ежегодного оплачиваемого отпуска.

Минимальная продолжительность ежегодного оплачиваемого отпуска, используемого гражданским служащим в служебном году, за который предоставляется ежегодный оплачиваемый отпуск, не может быть менее 28 календарных дней. При этом хотя бы одна из частей ежегодного оплачиваемого отпуска должна составлять не менее 14 календарных дней.

В исключительных случаях, если предоставление гражданскому служащему ежегодного оплачиваемого отпуска в текущем служебном году может неблагоприятно отразиться на осуществлении задач и функций государственного органа или на осуществлении полномочий лица, замещающего государственную должность, по решению представителя нанимателя и с письменного согласия гражданского служащего допускается перенесение части ежегодного оплачиваемого отпуска, превышающей 28 календарных дней, на следующий служебный год. При этом перенесенная часть ежегодного оплачиваемого отпуска должна быть использована не позднее 12 месяцев после окончания того служебного года, за который эта часть отпуска предоставляется.

Часть ежегодного оплачиваемого отпуска, превышающая 28 календарных дней, или любое количество дней из этой части по письменному заявлению гражданского служащего могут быть заменены денежной компенсацией.

Для гражданских служащих, имеющих на день вступления в силу настоящего Федерального закона неиспользованные ежегодные оплачиваемые отпуска или части этих отпусков, сохраняется право на их использование, а также право на выплату денежной компенсации за неиспользованные ежегодные оплачиваемые отпуска или части этих отпусков.

 8. Федеральным законом от 30.12.2015 N 434-ФЗ "О внесении изменений в статью 142 Трудового кодекса Российской Федерации" на период приостановления работы за работником сохраняется средний заработок.

В соответствии со статьей 142 Трудового кодекса РФ в случае задержки выплаты заработной платы на срок более 15 дней работник имеет право, известив работодателя в письменной форме, приостановить работу на весь период до выплаты задержанной суммы. При этом в период приостановления работы работник имеет право в свое рабочее время отсутствовать на рабочем месте.

Право на отказ от выполнения работы является формой самозащиты трудовых прав работника, предусмотренной законодательством с целью стимулирования работодателя к обеспечению выплаты работнику определенной трудовым договором заработной платы в установленные сроки.

В связи с этим, в статью 142 Трудового кодекса РФ внесено дополнение, которым устанавливается, что на период приостановления работы за работником сохраняется средний заработок.

 9. Приказом Минтруда России N 858н, Ростехнадзора N 455 от 11.11.2015 "Об утверждении перечней отдельных видов работ, в целях выполнения которых на объектах, отнесенных в соответствии с законодательством Российской Федерации к опасным производственным объектам I и II классов опасности, не допускается направление работников частными агентствами занятости для работы у физических лиц или юридических лиц, не являющихся работодателями данных работников, по договору о предоставлении труда работников (персонала)" утверждены перечни работ, в целях выполнения которых на объектах, отнесенных к опасным производственным объектам I и II классов опасности, не допускается направление работников частными агентствами занятости

Принятие указанных перечней обусловлено требованиями Постановления Правительства РФ от 10.04.2015 N 340 "О порядке утверждения перечней отдельных видов работ, в целях выполнения которых на объектах, отнесенных в соответствии с законодательством Российской Федерации к опасным производственным объектам I и II классов опасности, не допускается направление работников частными агентствами занятости для работы у физических лиц или юридических лиц, не являющихся работодателями данных работников, по договору о предоставлении труда работников (персонала)", которым был установлен общий запрет на использование "заемного" труда.

Утверждены, в частности:

- перечень работ, выполняемых на объектах, на которых получаются, используются, перерабатываются, образуются, хранятся, транспортируются, уничтожаются воспламеняющиеся, горючие, токсичные, высокотоксичные, окисляющие, взрывчатые вещества и вещества, представляющие опасность для окружающей среды, в соответствующих I и II классам опасности количествах, указанных в приложении 2 к Федеральному закону от 21 июля 1997 г. N 116-ФЗ "О промышленной безопасности опасных производственных объектов";

- перечень работ, выполняемых на объектах по хранению химического оружия, объектах по уничтожению химического оружия и опасных производственных объектах спецхимии;

- перечень работ, выполняемых на опасных производственных объектах бурения и добычи нефти, газа и газового конденсата, опасных в части выбросов продукции с содержанием сернистого водорода свыше 6 процентов объема такой продукции и другие.

 10. Решением Российской трехсторонней комиссии по регулированию социально-трудовых отношений от 25.12.2015 разработаны "Единые рекомендации по установлению на федеральном, региональном и местном уровнях систем оплаты труда работников государственных и муниципальных учреждений на 2016 год".

 Системы оплаты труда работников государственных и муниципальных учреждений на федеральном, региональном и муниципальном уровнях формируются, в том числе, на основе обеспечения:

зависимости заработной платы каждого работника от его квалификации, сложности выполняемой работы, количества и качества затраченного труда без ограничения ее максимальным размером;

равной оплаты за труд равной ценности, в том числе при установлении размеров тарифных ставок, окладов (должностных окладов), ставок заработной платы, выплат компенсационного и стимулирующего характера, недопущения какой бы то ни было дискриминации - различий, исключений и предпочтений, не связанных с деловыми качествами работников и результатами их труда, а также результатами деятельности учреждений;

повышения уровня реального содержания заработной платы работников государственных и муниципальных учреждений и других гарантий по оплате труда, предусмотренных трудовым законодательством и иными нормативными правовыми актами РФ, содержащими нормы трудового права.

Рекомендации включают в себя:

перечень норм и условий оплаты труда, которые являются обязательными для применения на территории РФ;

системы оплаты труда в государственных (в том числе федеральных) и муниципальных учреждениях;

порядок формирования фондов оплаты труда в государственных и муниципальных учреждениях, системы оплаты труда руководителей, их заместителей и главных бухгалтеров учреждений;

особенности формирования систем оплаты труда работников сферы образования и здравоохранения, работников государственных и муниципальных учреждений культуры, искусства и кинематографии.

Рекомендации учитываются трехсторонними комиссиями по регулированию социально-трудовых отношений, образованными в субъектах Российской Федерации и муниципальных образованиях, при подготовке соглашений и рекомендаций по организации оплаты труда работников государственных и муниципальных учреждений в 2016 году.

11. Федеральным законом от 29.12.2015 N 383-ФЗ "О нормативе финансовых затрат в месяц на одного гражданина, получающего государственную социальную помощь в виде социальной услуги по обеспечению лекарственными препаратами, медицинскими изделиями, а также специализированными продуктами лечебного питания для детей-инвалидов, на 2016 год" в 2016 году норматив затрат на оказание социальной помощи по обеспечению бесплатными лекарствами и лечебным питанием для детей-инвалидов составит 758 рублей в месяц

12. Федеральным законом  от 29.12.2015 N 385-ФЗ "О приостановлении действия отдельных положений законодательных актов Российской Федерации, внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации и особенностях увеличения страховой пенсии, фиксированной выплаты к страховой пенсии и социальных пенсий" устанавливаются условия индексации пенсий, исходя из реальных экономических возможностей государства

Вместо действующего порядка применения индекса роста потребительских цен будет применяться установленный законом размер индексации - 4 процента.

Дополнительная индексация будет осуществляться по итогам первого полугодия 2016 года с учетом ситуации, складывающейся в экономике и социальной сфере.

С 1 февраля 2016 года:

стоимость одного пенсионного коэффициента (с учетом индексации) устанавливается в размере, равном 74,27 рубля.

размер фиксированной выплаты к страховой пенсии по старости (с учетом индексации) устанавливается в сумме, равной 4 558,93 рубля.

Индексация размера фиксированной выплаты к страховой пенсии не производятся пенсионерам, осуществлявшим работу и (или) иную деятельность.

Если пенсионер прекратил трудовую деятельность в период с 1 октября 2015 года по 31 марта 2016 года, он может уведомить об этом ПФР, направив в срок по 31 мая 2016 года соответствующее заявление и подтверждающие документы.

После рассмотрения заявления пенсионеру со следующего месяца начнется выплата страховой пенсии с учетом индексации.

Установлена ответственность работодателей за непредставление либо представление в ПФР неполных или недостоверных сведений, предусмотренных законом о персонифицированном учете, в срок не позднее 10 числа месяца, следующего за отчетным. Размер финансовой санкции составит 500 рублей в отношении сведений по каждому застрахованному лицу.

 13. Принят Федеральный закон от 29.12.2015 N 388-ФЗ "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в части учета и совершенствования предоставления мер социальной поддержки исходя из обязанности соблюдения принципа адресности и применения критериев нуждаемости".  

Изменения, внесенные в ряд законодательных актов, позволят высвободить бюджетные ассигнования и направить их в том числе на цели социальной политики, включая предоставление мер поддержки тех граждан, которые действительно нуждаются в помощи.

Так, в частности, предоставление мер соцподдержки гражданам, подвергшимся воздействию радиации, детализировано с учетом срока постоянного проживания (работы) граждан в зонах отселения, проживания с правом на отселение, проживания с льготным социально-экономическим статусом.

Сокращен перечень категорий ветеранов (исключены ветераны государственной службы).

Исключено положение о выплате пособия на ребенка ежемесячно. Теперь законами и иными нормативными правовыми актами субъекта РФ будут устанавливаться размер, порядок назначения, индексации и выплаты данного пособия, включая условия и периодичность выплаты (не реже одного раза в квартал), в том числе с применением критериев нуждаемости.

Также приняты положения, устанавливающие правовые основания создания Единой государственной информационной системы социального обеспечения, задачами которой будут являться:

ведение классификатора мер соцподдержки и перечня категорий получателей;

предоставление информации об основаниях, условиях, способах, формах и фактах предоставления мер социальной защиты (поддержки), услуг и иных социальных гарантий и выплат;

контроль соблюдения гарантированного объема и качества предоставленных услуг, гарантий и выплат.

Оператором системы определен Пенсионный фонд РФ.

14. В соответствии с Федеральным законом от 29.12.2015 N 394-ФЗ "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" страховые взносы в Фонд социального страхования по страхованию от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний с 1 января 2016 года необходимо будет вносить не позднее 15 числа месяца.

Первые взносы по новому сроку необходимо перечислить уже в январе 2016 года.

В законе содержится еще ряд нововведений. В частности, вводится новый штраф в размере 200 рублей за каждый непредоставленный на проверку документ, который имеет отношение к указанным взносам, минимальный штраф за опоздание с подачей отчетности 4-ФСС по травматизму увеличен со 100 до 1000 рублей, но максимальный размер его ограничен.

При определении размера заработка, утраченного застрахованным в результате наступления страхового случая по обязательному социальному страхованию, в качестве минимальной социальной гарантии будет использоваться минимальный размер оплаты труда, установленный федеральным законом на день обращения за назначением обеспечения по страхованию

Уточнены понятия "страховой случай" и "профессиональное заболевание", которые приводятся в соответствие с Федеральным законом от 24.07.1998 N 125-ФЗ "Об обязательном социальном страховании от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний", согласно которому право на получение страховых выплат предоставляется, в том числе, в случае смерти застрахованного в результате наступления страхового случая.

Законом также регулируются правоотношения, связанные с:

контролем над уплатой страховых взносов и соблюдением сроков их уплаты;

привлечением страхователей к ответственности;

обязанностью банков по предоставлению в ряде случаев информации, составляющей банковскую тайну.

Закрепляется перечень документов, необходимых для назначения обеспечения по страхованию. Устанавливается 3-дневный срок, в течение которого пострадавшему должно быть сообщено о решении назначить или отказать в назначении страховых выплат (ранее указанный срок составлял десять дней).

Конкретизировано, какие нормативные правовые акты в сфере обязательного социального страхования принимаются непосредственно Правительством РФ, а какие - в определяемом им порядке.

Федеральный закон вступил в силу с 1 января 2016 года, за исключением отдельных положений, вступающих в силу со дня его официального опубликования.

Материал подготовлен на основе данных, размещенных в поисковой правовой системе «Консультант Плюс».

 

 

Прокурор района

 

старший советник юстиции                                                         Д.В. Розенберг